Простейший концертный жанр инструментальной музыки XIX века —миниатюра, небольшая пьеса для одного из инструментов, которая могла быть программной и непрограммной. К таким пьесам следует отнести прелюдии, мелодии, музыкальные моменты, экспромты, элегии, ноктюрны, этюды, каприсы, песни без слов, колыбельные, листки из альбома и т.п. Данные названия подчеркивают некоторые их отличия скорее частного характера —они ближе к средствам выразительности, нежели к целостному облику пьес. Так, для экспромтов, каприсов и прелюдий более характерно импровизационное развертывание фактурных линий темы (тем), подчас без выделения и подчеркивания яркой мелодии. И наоборот —выделение яркой мелодии, часто песенно - декламационного склада, мы услышим в элегиях, ноктюрнах, романсах, мелодиях, песнях без слов. Кроме того, некоторые пьесы (например, элегии, ноктюрны, юморески) выражают определенный тип переживания, обусловленный звучанием основной темы; другие же не имеют подобного ограничения. В целом облик данных пьес во многом сходен, что позволяет отнести их к одному жанру миниатюры. Обратимся к произведениям. В Песне без слов № 9 Ф. Мендельсона после небольшой вступительной темы - фразы мы слышим изложение развернутой темы, состоящей из нескольких предложений (аа'ваа2), а затем, уже явно в роли заключения, вновь звучание исходной темы - фразы.